А я лежу на дне речном и вижу из воды далекий свет, высокий дом, зеленый луч звезды.
Средства художественной изобразительности
Сравнение
(это изображение одного предмета путем сопоставления его с другим)
Помогает нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство и мысль.
: А она за мною мчится и кусает, как волчица.
: Отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.
Аллегория
(это иносказательное изображение явления)
Помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.
: Ложка дегтя испортит бочку меда.
: Соловья баснями не кормят.
Эпитет
(это художественное определение предмета или явления)
Помогает ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
: День чудесный; береза кудрявая.
Метафора
(это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями)
Помогает ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях, передать эмоции.
: Белая простыня всю землю обвила. Спинка стула; шляпка гриба.
Олицетворение
(это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить)
Помогает наиболее ярко изобразить явление, придать изображаемому эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека.
: Робко месяц смотрит в очи.
: Гонит ветер прихотливый.
Метонимия
(это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями)
Помогает представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определенную стилистическую и эмоциональную окраску.
: У наших ушки на макушке!..
: Тогда считать мы стали раны…
Синекдоха
(это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи, между явлениями: единственное – множественное, часть – целое, определенное – неопределенное)
Помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.
: К нему и птица не летит, и тигр нейдет.
: Рука бойцов колоть устала.
Гипербола
( это художественное преувеличение)
Помогает ярко изобразить явление и выразить авторское отношение к изображаемому.
: Гора капусты; реки слез; летел пулей.
Размеры стихотворений
Хорей – двусложный размер стиха с ударением на 1 слоге
Ямб – двусложный размер стиха с ударением на 2 слоге
Спондей
в стопе два подряд ударных слога
Пиррихий
в стопе два подряд безударных слога
Особенности двусложного размера
энергичные, динамичные; гибкие, разнообразные
Дактиль – трехсложный размер стиха с ударением на 1 слоге
Амфибрахий – трехсложный размер стиха с ударением на 2 слоге
Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на 3 слоге
Особенности трёхсложного размера
плавные, замедленные; размеренные, монотонные;
эффект непосредственного раздумья
Стихи с малым количеством стоп звучат динамично,
многостопные – плавно
Это пусть тут повисит, авось запомню что-нибудь. А то литература завтра, а немецкий выкачал все мои силы.
Сравнение
(это изображение одного предмета путем сопоставления его с другим)
Помогает нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство и мысль.
: А она за мною мчится и кусает, как волчица.
: Отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.
Аллегория
(это иносказательное изображение явления)
Помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.
: Ложка дегтя испортит бочку меда.
: Соловья баснями не кормят.
Эпитет
(это художественное определение предмета или явления)
Помогает ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
: День чудесный; береза кудрявая.
Метафора
(это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями)
Помогает ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях, передать эмоции.
: Белая простыня всю землю обвила. Спинка стула; шляпка гриба.
Олицетворение
(это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить)
Помогает наиболее ярко изобразить явление, придать изображаемому эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека.
: Робко месяц смотрит в очи.
: Гонит ветер прихотливый.
Метонимия
(это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями)
Помогает представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определенную стилистическую и эмоциональную окраску.
: У наших ушки на макушке!..
: Тогда считать мы стали раны…
Синекдоха
(это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи, между явлениями: единственное – множественное, часть – целое, определенное – неопределенное)
Помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.
: К нему и птица не летит, и тигр нейдет.
: Рука бойцов колоть устала.
Гипербола
( это художественное преувеличение)
Помогает ярко изобразить явление и выразить авторское отношение к изображаемому.
: Гора капусты; реки слез; летел пулей.
Размеры стихотворений
Хорей – двусложный размер стиха с ударением на 1 слоге
Ямб – двусложный размер стиха с ударением на 2 слоге
Спондей
в стопе два подряд ударных слога
Пиррихий
в стопе два подряд безударных слога
Особенности двусложного размера
энергичные, динамичные; гибкие, разнообразные
Дактиль – трехсложный размер стиха с ударением на 1 слоге
Амфибрахий – трехсложный размер стиха с ударением на 2 слоге
Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на 3 слоге
Особенности трёхсложного размера
плавные, замедленные; размеренные, монотонные;
эффект непосредственного раздумья
Стихи с малым количеством стоп звучат динамично,
многостопные – плавно
Это пусть тут повисит, авось запомню что-нибудь. А то литература завтра, а немецкий выкачал все мои силы.